"- Крокодил - играй!!!"
© Старуха Шапокляк (мультфильм "Старуха Шапокляк")Да, именно эту фразу я и вспомнила в один из самых патетических моментов фильма - что ж поделать, вот такая я зараза. Но момент от этого менее патетическим не становится.
Впрочем, патетического в фильме и вообще довольно много.
И от первого он неуловимо, но несомненно отличается.
Те, кто влюбился в первый фильм сразу и безоговорочно, могут и не полюбить так же сильно второй - впрочем, обратное тоже верно. Эти два фильма представляют собой целостную дилогию - но второй фильм уже не искрится такой бесшабашностью. Местами он несколько избыточно, на мой взгляд, реалистичен. И хотя лисость Сэймэя и в этом фильме остается во всей своей красе, легкости в нем, пожалуй, поменьше - той завораживающей легкости, которая так очаровывала в первом фильме. Ну, что поделать - ситуация к легкости не очень и располагает. Другой у него противник, совсем другой. И хотя на сей раз в истории замешаны не только магические, но и прямо божественные силы, причины для действия у главного антагониста - Гэнкаку - в отличие от Досона очень, очень человеческие. И очень понятные. Более того - нельзя сказать, что они не вызывают сочувствия. Нет, сочувствие исчезает, когда
читать дальшемы видим, на какие поступки его эти причины толкнули и какими средствами он пытается достгнуть своей цели. Недаром на протяжении практически всей истории Сэймэй почти не отвлекается на свои обычные шуточки - он предельно собран и сосредоточен. Хотя лисью натуру не переделаешь - когда он в начале фильма с неизменной своей улыбочкой подносит недрогнувшей рукой к губам чарку с грядущими неприятностями и выпивает ее содержимое - ахнуть, да и только.
А неприятностей и в самом деле хоть отбавляй...
И их экранное воплощение очень точно осуществляется всеми возможными выразительными средствами.
В прошлый раз я не стала писать о свете - легком, просторном, создающем ощущение глубины кадра, строящем пространство. На этот раз о свете написать стоит - именно в сравнении с первым фильмом. Казалось бы, приемы используются те же - вплоть до применения естественных источников света в кадре (свеч, факелов), которые дополнительно строят пространство и цвет - помнится, когда я в первом фильме в самом начале в ночной сцене увидела, как свет факела выхватывает из лунной темноты фигуру сопровождающего повозку, как заливает и окрашивает золотом его одежду, я растаяла от восторга. Много натурального огня и во втором фильме - но это совсем другой огонь. Чуть-чуть изменился ракурс, чуть-чуть изменился оттенок естественного огня и угол искусственного освещения - и без всяких компьютерных шутчек с пространством начинают твориться странные и страшные вещи. После пробуждения клинка чем дальше, тем сильнее возникает ощущение непросторности мира. Небо словно наклонилось ниже - и продолжает опускаться, горизонт сомкнулся в кольцо и сжимается, пространство стягивается, сворачивается, окукливается в замкнутый кокон, из которого может вылупиться на свет только катастрофа. И катастрофа рождается - происходит явление гневного божества.
ИМХО, это едва ли не единственная неудача фильма. Потому что милый мальчик Суса прекрасен в качестве милого мальчика Сусы и неплох в качестве демона. Но вот на гневное божество он - опять-таки ИМХО - в полной мере не тянет. То ли актерских способностей немного не хватило, то ли излишний морфинг помешал их проявить (хотя у госпожи Луны из первого фильма при совершенно неподвижном лице-маске демона глаза были такие живые, что этого достало с лихвой), то ли просто пластика не та - а как по мне, все-таки не та, ну не так движется гневное божество. Зато преображение земной ипостаси в небесную просто великолепно! Золотое сияние, которое, словно ветер, срывает демоничность прочь, смывает ее снаружи и изнутри, и вот уже мы видим не бога-демона, а мальчика у ног Аматерасу. Она такая большая, а он маленький... но чем ближе он к ней подходит, чем ДАЛЬШЕ он от нас, от зрителей, тем он становится БОЛЬШЕ - и вот уже рядом с богиней стоит равный ей по росту ее брат, каким он был еще до того, как сбился с пути и начал куролесить на небесах. Вот такая вот боежственная перспектива - уходя дальше, становишься больше...
К слову сказать, возвращения земной ипостаси Сусаноо-но микото к небесной я отчасти ожидала - просто потому, что человеческая ипостась осквернена так, что дальше жить ей просто нельзя.Нужно лишиться этого тела, очиститься золотым ветром и вернуть себе себя, умереть, чтобы жить. А вот того, что случится с земным воплощением Аматэрасу, я не ждала. И уж тем более неожиданным оказалось последующее волшебство Сэймэя. Хотя если Аматэрасу больше нет - что ж еще делать-то остается?
А само это волшебство я раз восемь пересмотрела, неизменно обмирая от восторга.
Танец из первого фильма я назвала - и по заслугам - очень мужским. Ну а здесь ситуация другого требует - раз нет больше Аматэрасу и кругом воцарился мрак, нужно Аматэрасу вернуть. Нужна богиня Амэ-но Удзумэ, которая спляшет священный танец. А поскольку никаких бесхозных богинь поблизости не наблюдается, кому ж временно стать богиней, как не волшебнику?
Мастерство Номуры Мансая ошеломляет. Я даже не говорю о том, как вообще можно двигаться в этом наряде - для нормального человека это едва ли посильная задача. Но актер кёгэн, представитель актерской династии Номура, сын Номура Мансаку, одного из ведущих исполнителей кёгэн - может, и не только двигаться, но и танцевать, а это уже не просто подвиг, а подвиг эпических масштабов. Танец богини прекрасен, и у меня просто не хватает эпитетов, чтобы сказать о его красоте что-то еще. Но вот о чем я могу сказать, так это о методе. Дело в том, что я ничего не имею против кросспола и кроссдрессинга, но все-таки бесчисленные тетки Чарлея не кажутся мне чем-то... м-ммм... привлекательным и чарующим - даже если это Тутси, хотя и сам фильм, и Дастина Хофмана в нем я нежно люблю. Но глядя на танец богини в исполнении Сэймэя-Номуры, я поняла, почему так влюблялись в свое время в оннагата - причем влюблялись независимо от реального пола и ориентации. В это невозможно не влюбиться хоть немного. Потому что Номура Мансай не притворяется женщиной. То, что мы видим - бесспорно, не мужчина, но это и не женщина и уже тем более это не андрогин. И это даже не "мужская мечта о женщине". Это ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ. Это образ женщины, созданный мужчиной. Мансай не притворяется женщиной, не перевоплощается в женщину, не имитирует женщину. Он создает художественный образ женщины, оставаясь мужчиной. То есть восхищенные возгласы "ах, какая женщина!" и "ах, какой мужчина!" здесь равно правомерны - и равно недостаточны и неточны. Говорят они лишь о том. что и женское, и мужское начало выявлено полностью. Но дело не в них, а в создании художественного образа женщины. И не какой попало женщины, а той, которая знает, что солнца больше нет, и поэтому надо танцевать. Никто не гарантирует, что танец вернет солнце - но солнца больше нет, и потому танцевать надо. Ну как тут не очароваться? Номура Мансай как Сэймэй в роли богини демонстрирует невероятное мастерство, предельную двигательную виртуозность, от которой просто дух захватывает - и при этом создает художественный образ, и создает его так, что я из его исполнения поняла о том, что вообще такое художественный образ, в сто раз больше, чем из разнообразных творений всевозможных теоретиков. Это захватывающе волшебное зрелище - и, как и в первом фильме, не выключайте просмотр титров, потому что там вам покажут этот танец во всей его прелести... ну, и Хиромасу с флейтой, разумеется.
Хиромаса же просто чудесен. Обаяние чистого, искреннего сердца. И исполнитель этой роли (как мне подсказали в предыдущем треде - Хидеаки Ито) идеально достойно воплощает своего героя - любящего, доброго, готового идти с Сэймэем в мир богов, хотя он куда сильнее Сэймэя рискует оттуда живым не вернуться - но нельзя же просто сидеть сложа руки и смотреть, нельзя не постараться исправить зло, нельзя бросить друга! И кто знает, победил бы Сэймэй или нет, если бы не его флейта? Хиромаса на свой лад равновелик Сэймэю - Сэймэй понимает разумом, а Хиромаса видит сердцем, и вторео ничуть не меньше первого. Недаром в первом фильме Сэймэй забыл, что Хиромаса не видит призрака - ведь Хиромаса сердцем видит то, что разуму не видно. Они равны, и неслучайно Хиромаса не обижается на подначки Сэймэя, а то и сам его поддразнивает - потому что Сэжймэй посмеивается над ним как над равным. Не просто близким, а именно равным. И Хиромаса на деле доказывает, что он не прихоть великого волшебника, не случайный попутчик, а друг.
И только тогда - после возвращения Аматэрасу и воскрешения Сэймэя - горизонт снова размыкается, сумерки вновь становятся прозрачными, свет чистым, и снова мы видим в финале этакие "посиделки у миссис Хадсон" на японский лад...
Наверняка я о многом не сказала - ну так в один отзыв все и не впихнешь. И я буду рада видеть в комментах к треду всех, желающих дополнить этот отзыв или обсудить его и фильм.