Когда же и поговорить, как не среди ночи. Самое время поделиться мыслями.
Вот только ничего оригинального мне сейчас не думается...
Мысль, которая меня сейчас занимает, глубоко банальна. Заключается она в том, что если кто-то чего-то не понимает, объяснить ему это вы не сможете ни при какой погоде.
Нет, на сей раз меня на эту мысль навела не очередная стадия работы с авторами - хотя, каюсь, иной раз именно после работы с авторами она меня и посещает. Вплоть до того, что я начинаю гадать, уж не разучилась ли я напрочь обращаться со словами. Нет, на сей раз ради разнообразия я побыла не объясняюшей стороной, а нуждающейся в объяснении. И именно благодаря этому поняла окончательно, почему в случае полного непонимания объяснить невозможно ни-че-го. Иногда это может сделать третье лицо - но его не всегда удается найти.
Если человек не предрасположен что-то понять, не может понять...
Дело в том, что я тут на днях прочитала несколько текстов. Я намеренно не называю автора и не цитирую тексты, так что по цитатам вы их (а значит, и автора) не опознаете. Дело не в авторе. И не в том, что эти тексты плохи или хороши, а в том, что я не могу этого сказать вообще. То есть совсем.
Понимаете, мы никогда не думаем и не говорим ВСЕГО, это просто невозможно - есть вещи, которые мы принимаем по дефолту. Например, мы можем сказать: "Я тебя внимательно слушаю", - но едва ли кто-нибудь скажет: "Я тебя внимательно слушаю ушами". И так ведь ясно, что не глазами, не носом, не пятками - ушами. Никто не станет уделять лишнего внимания тому, что разумеется само по себе. Ни в мыслях, ни в словах.
У каждого человека есть своя "дефолтная зона", свой круг понятий, которые само собой разумеются. А автор тоже человек. Значит, и у него такие понятия есть. Но фокус в том, что - за исключением совсем уж общих (вроде "я слушаю тебя ушами") - это дефолтные зоны у разных людей (и значит, авторов тоже) разные. Для них разумеющимися само собой будут разные вещи, разные понятия. И если вы наскочили на текст автора, с которым у вас максимально разная дефолтная зона...
М-да, самое лучшее, что вы можете сделать - это не поддаваться на искушение дать об этом тексте какой бы то ни было отзыв. Вы даже не можете с чистой совестью сказать "мне это не нравится", "это "не мое"" - вы ничего не можете сказать. Кроме одного - вы попали в чужую дефолтную зону.
Здесь я о несовпадении дефолтных зон знаю точно - потому что моя дефолтная зона для этого человека так же (или почти так же) чужда.Не то чтобы кто-то из нас был слишком глуп, чтобы понять другого, или не хотел этого. Просто... ну, скажем, вот я чудище о четырех глазах - а у него два глаза, но фасетчатых; я вижу мир в инфракрасном диапазоне и части светового, он - в ультрафиолетовом и противолежащей части светового; наши картины мира слишком разные, мы слишком разными способами видим этот мир - и как нам договориться о том, что именно мы видим, а уж тем более - как оно выглядит?
Очень поучительное было для меня чтение.
Очевидное-невероятное.
То, что для автора - очевидное, для меня - невероятное... или, по крайней мере, сильно непонятное. То, что для автора - в дефолтной зоне, о чем даже говорить лишний раз незачем, настолько это очевидно, для меня - в зоне отваленной челюсти. И добро бы речь шла только о поступках и мыслях героев! Нет - это постоянно ощущается даже в структуре фразы. "Это икс - потому что игрек", "Это икс, несмотря на то, что игрек" - всякий раз дефолтно очевидная для автора логика... но не для меня. Для меня если икс и игрек и вообще хоть как-то между собой связаны, то совершенно другими способами. Там, где автор видит противопоставление, я его не вижу. Соединение - то же самое... то есть через две фразу на третью мне приходится пожать плечами, поверить автору на слово и читать дальше. А еще лучше помогли бы комментарии с пояснениями, раза в три объемнее самих текстов, причем составленные НЕ автором, а третьим лицом. Потому что автор, если я его спрошу, вообще даже не поймет, чего именно я тут не понимаю.
И это не моя вина.
И - это НЕ вина автора.
Просто дефолтные зоны разные. Слишком разные...
Вот только ничего оригинального мне сейчас не думается...
Мысль, которая меня сейчас занимает, глубоко банальна. Заключается она в том, что если кто-то чего-то не понимает, объяснить ему это вы не сможете ни при какой погоде.
Нет, на сей раз меня на эту мысль навела не очередная стадия работы с авторами - хотя, каюсь, иной раз именно после работы с авторами она меня и посещает. Вплоть до того, что я начинаю гадать, уж не разучилась ли я напрочь обращаться со словами. Нет, на сей раз ради разнообразия я побыла не объясняюшей стороной, а нуждающейся в объяснении. И именно благодаря этому поняла окончательно, почему в случае полного непонимания объяснить невозможно ни-че-го. Иногда это может сделать третье лицо - но его не всегда удается найти.
Если человек не предрасположен что-то понять, не может понять...
Дело в том, что я тут на днях прочитала несколько текстов. Я намеренно не называю автора и не цитирую тексты, так что по цитатам вы их (а значит, и автора) не опознаете. Дело не в авторе. И не в том, что эти тексты плохи или хороши, а в том, что я не могу этого сказать вообще. То есть совсем.
Понимаете, мы никогда не думаем и не говорим ВСЕГО, это просто невозможно - есть вещи, которые мы принимаем по дефолту. Например, мы можем сказать: "Я тебя внимательно слушаю", - но едва ли кто-нибудь скажет: "Я тебя внимательно слушаю ушами". И так ведь ясно, что не глазами, не носом, не пятками - ушами. Никто не станет уделять лишнего внимания тому, что разумеется само по себе. Ни в мыслях, ни в словах.
У каждого человека есть своя "дефолтная зона", свой круг понятий, которые само собой разумеются. А автор тоже человек. Значит, и у него такие понятия есть. Но фокус в том, что - за исключением совсем уж общих (вроде "я слушаю тебя ушами") - это дефолтные зоны у разных людей (и значит, авторов тоже) разные. Для них разумеющимися само собой будут разные вещи, разные понятия. И если вы наскочили на текст автора, с которым у вас максимально разная дефолтная зона...
М-да, самое лучшее, что вы можете сделать - это не поддаваться на искушение дать об этом тексте какой бы то ни было отзыв. Вы даже не можете с чистой совестью сказать "мне это не нравится", "это "не мое"" - вы ничего не можете сказать. Кроме одного - вы попали в чужую дефолтную зону.
Здесь я о несовпадении дефолтных зон знаю точно - потому что моя дефолтная зона для этого человека так же (или почти так же) чужда.Не то чтобы кто-то из нас был слишком глуп, чтобы понять другого, или не хотел этого. Просто... ну, скажем, вот я чудище о четырех глазах - а у него два глаза, но фасетчатых; я вижу мир в инфракрасном диапазоне и части светового, он - в ультрафиолетовом и противолежащей части светового; наши картины мира слишком разные, мы слишком разными способами видим этот мир - и как нам договориться о том, что именно мы видим, а уж тем более - как оно выглядит?
Очень поучительное было для меня чтение.
Очевидное-невероятное.
То, что для автора - очевидное, для меня - невероятное... или, по крайней мере, сильно непонятное. То, что для автора - в дефолтной зоне, о чем даже говорить лишний раз незачем, настолько это очевидно, для меня - в зоне отваленной челюсти. И добро бы речь шла только о поступках и мыслях героев! Нет - это постоянно ощущается даже в структуре фразы. "Это икс - потому что игрек", "Это икс, несмотря на то, что игрек" - всякий раз дефолтно очевидная для автора логика... но не для меня. Для меня если икс и игрек и вообще хоть как-то между собой связаны, то совершенно другими способами. Там, где автор видит противопоставление, я его не вижу. Соединение - то же самое... то есть через две фразу на третью мне приходится пожать плечами, поверить автору на слово и читать дальше. А еще лучше помогли бы комментарии с пояснениями, раза в три объемнее самих текстов, причем составленные НЕ автором, а третьим лицом. Потому что автор, если я его спрошу, вообще даже не поймет, чего именно я тут не понимаю.
И это не моя вина.
И - это НЕ вина автора.
Просто дефолтные зоны разные. Слишком разные...
Даже иногда любопытно по тексту восстановить дефолтную зону автора. Своего рода реконструкторская задача... Литературный Кювье, хихикс.
Только иногда такие развлечения могут закончиться тяжелой психологической травмой.
Хотя есть же стандартные процедуры - быо бы желание. Обе стороны кропотливо сверяют свою аксиоматику, правила ее использования, методы рассуждений, договариваются об использовании некоторых общих для сторон аксиом и методов, на худой конец, активно используют сослагательное наклонение...
Очень хорошо сказано. Ты не разучилась обращаться со словами, наоборот, сформулировала очень важную особенность общения.
Atandakil Почему грустно? Это естественно, как холод зимой и дождь осенью. Это явление, с которым бессмысленно бороться, потому что оно обусловлено самой человеческой природой. Его нужно осознать и принимать как должное.
Исторический опыт человечества как раз-таки свидетельствует о том, что степень понимания была достигнута более чем неплохая. Более того, совершенно неясно, даст ли увеличение степени понимания больше положительных эффектов, чем отрицательных.
Но для этого проблему надо хотя бы осознать. Это как при переводе с другого языка, когда соответствующего слова нет, и приходится пользоваться описательными оборотами. Вот в эскимосском языке нет слова "снег". Есть снегопад, вьюга, буран, позёмка, сугроб, фирн, наст и ещё три десятка слов, а снега так такового нет. Или как дальтонику объяснять, что вот это красное, а это зелёное - он может и поверит, но сам-то всё равно видит только разные оттенки серого.
Можно - при условии, что они признают необходимость такого понятия.
А кто сказал что нужно исправлять? Наличие дефолтных зон - НОРМА, желание разобраться с дефолтной зоной другого человека - приятный, но не обязательный БОНУС, отсутствие которого является ОЖИДАЕМЫМ. Не нужно выставлять завышенные ожидания, особенности общения именно такие, какие они есть и их нужно учитывать, а не менять.
Так что не грустно, а, наоборот, замечательно, что Эла сумела разобраться в сути проблемы.
Если люди хотят, они всегда смогут договориться об общих аксиомах и языке.
А вообще я очень уважаю тех, кто может такие вещи заметить и понять. Разобраться, что беда не в плохом тексте и не в бесталанном авторе, а именно в разнице восприятия.