Все мы привыкли трактовать эту поговорку в смысле несправедливости - несправедливости судьбы и несправедливости социальной. Дескать, сапожник хоть и делает сапоги, но сам он слишком беден, чтобы их носить, ему не по средствам. Но так ли это?
Ну да, где Россия, а где Япония - и все же...
Сейчас читаю и перечитываю Ихару Сайкаку (и еще раз - Вук, я просто уже и не знаю, как еще сказать тебе спасибо за такой чудесный подарок!!!!). Сайкаку и правда гений - о чем бы он ни писал, и я люблю его нежно и трепетно. И вот натыкаюсь я у него на следующий эпизод.
Дождь. Под храмовым навесом прячется от ливня гонец некоего даймё. И туда же, под навес, поспешает мальчик - с зонтиком в руках. Однако зонтика он не раскрывает, даже и не пытается. Мальчик промок насквозь - но зонтик не сломан, и он предлагает его гонцу, которому надо спешить. Гонец с удивлением расспрашивает мальчика - отчего тот не пользуется зонтиком сам. Мальчик, уступив распросам, рассказывает ему, в чем дело.
Отец мальчика, бедный ронин, хотя и получил возможность все же поступить на службу, но умер по дороге. Похоронив его, вдова и сын остались в чужих краях без средств к существованию. Местные жители помогли им выстроить хижину, а наблюдая за ремесленниками, они выучились делать зонтики - и вот продажей этих зонтиков они и кормятся. Разумеется, любящая мать никак уж не выпустит сына без зонтика. А любящий сын при одной мысли о своей матери, которая делает ремесленную мужскую работу - не может заставить себя этот зонтик открыть, и пользоваться им не будет, чтобы не навлечь гнева богов.
Гонец думает - да, это так; иточно так же продавщица соломенных шляп заслонится от солнца только ладонью, а мастер, делающий веера, будет обмахиваться не веером ни в коем случае, а шляпой. ЧТОБЫ НЕ ВЫЗВАТЬ ГНЕВА БОГОВ. ЧТОБЫ НЕ НАВЛЕЧЬ НЕСЧАСТЬЕ.
Ну, и сыновней любовью мальчика гонец впечатлен, а как же ж!
Нет - я сейчас не о мастерстве автора, который сразу, с ходу, такой вот деталью с первой же встречи лепит характер мальчика - любящий, жертвенный, верный, несгибаемый... словом, дальнейшее развитие этого характера во всех тех достоинствах, которые и привели юношу к ужасной гибели, не удивляет, оно закономерно. Но я не об этом.
А о том - действительно ли сапожник без сапог - ПО БЕДНОСТИ?
А не потому ли, что плодами СВОЕГО ремесла пользоваться самому НЕЛЬЗЯ - чтобы не навлечь
несчастье, неудачу, не прогневать духов ремесла и так далее?
Я обязательно где-нибудь использую это вот отношение к своему ремеслу. Есть в этом что-то очень... подлинное. Глубоко подлинное.
Ну да, где Россия, а где Япония - и все же...
Сейчас читаю и перечитываю Ихару Сайкаку (и еще раз - Вук, я просто уже и не знаю, как еще сказать тебе спасибо за такой чудесный подарок!!!!). Сайкаку и правда гений - о чем бы он ни писал, и я люблю его нежно и трепетно. И вот натыкаюсь я у него на следующий эпизод.
Дождь. Под храмовым навесом прячется от ливня гонец некоего даймё. И туда же, под навес, поспешает мальчик - с зонтиком в руках. Однако зонтика он не раскрывает, даже и не пытается. Мальчик промок насквозь - но зонтик не сломан, и он предлагает его гонцу, которому надо спешить. Гонец с удивлением расспрашивает мальчика - отчего тот не пользуется зонтиком сам. Мальчик, уступив распросам, рассказывает ему, в чем дело.
Отец мальчика, бедный ронин, хотя и получил возможность все же поступить на службу, но умер по дороге. Похоронив его, вдова и сын остались в чужих краях без средств к существованию. Местные жители помогли им выстроить хижину, а наблюдая за ремесленниками, они выучились делать зонтики - и вот продажей этих зонтиков они и кормятся. Разумеется, любящая мать никак уж не выпустит сына без зонтика. А любящий сын при одной мысли о своей матери, которая делает ремесленную мужскую работу - не может заставить себя этот зонтик открыть, и пользоваться им не будет, чтобы не навлечь гнева богов.
Гонец думает - да, это так; иточно так же продавщица соломенных шляп заслонится от солнца только ладонью, а мастер, делающий веера, будет обмахиваться не веером ни в коем случае, а шляпой. ЧТОБЫ НЕ ВЫЗВАТЬ ГНЕВА БОГОВ. ЧТОБЫ НЕ НАВЛЕЧЬ НЕСЧАСТЬЕ.
Ну, и сыновней любовью мальчика гонец впечатлен, а как же ж!
Нет - я сейчас не о мастерстве автора, который сразу, с ходу, такой вот деталью с первой же встречи лепит характер мальчика - любящий, жертвенный, верный, несгибаемый... словом, дальнейшее развитие этого характера во всех тех достоинствах, которые и привели юношу к ужасной гибели, не удивляет, оно закономерно. Но я не об этом.
А о том - действительно ли сапожник без сапог - ПО БЕДНОСТИ?
А не потому ли, что плодами СВОЕГО ремесла пользоваться самому НЕЛЬЗЯ - чтобы не навлечь
несчастье, неудачу, не прогневать духов ремесла и так далее?
Я обязательно где-нибудь использую это вот отношение к своему ремеслу. Есть в этом что-то очень... подлинное. Глубоко подлинное.
И в доме у художника часто - красиво, если он художник-прикладник. Не удержится и распишет что-нибудь.
Да и сапожник без сапог - видимо, даже не по бедности, а по нехватке времени: все - работе, себе ничего не остается.
Девятихвостая - ммм, тут речь о том, что И кормиться с помощью ремесла, И пользовать его плодами самому - как бы несколько слишком. С перебором, что ли...
В общем, не знаю, так ли относились духи к ремесленникам - но вот такое ощущение ремесленника я понять могу.
Продавать одни, чтобы покупать другие - как-то нелогично... имхо.
Да тут уже упомянули и писателя, и художника, добавлю про музыканта.)
Но лично я, эту поговорку воспринимаю, как: не по бедности и не по "божественной" осторожности, а от простой невозможности. Физической. Яркий пример - массажист. Невозможно качественно, со всеми нюансами вправить спину самому себе. То есть вот совсем. Или хирург. Примеров тоже в достатке.)
Хотя, если говорить именно о сапожнике... Ну что ж он за сапожник, если не может себе заказов набрать, так что бы себя обеспечивать? Плохой видимо сапожник. А потому вот и без сапог.
Но тема богатая, да, развивать можно долго.)
(надеюсь не помешал тут своими глупостями.))
А у сапожника все проще. Сапоги не обязательно КОМУ-ТО шить, это сказки без слушателей не обходятся. Можно и себе.
Как в Сталкере - это при глобальных вещах, имхо. Самому в комнату не заходить и ничего не желать - это альтруизм.
А какой альтруизм в том, чтобы не пользоваться самостоятельно сделанной вещью?
Но не разделяю я этой логики. ( да я существо приземленное, грубое и примитивное) Сам сделал - сам пользуешься, лишнее - продал... как в песне о самогоне "а нагоним литров сто - продавать будем". Боги то они наверху сидят, а ты сам как можешь пробавляешься. Они-то тут при чем?
И мальчик все-таки докатился до ужасной гибели - значит, не фиг быть таким максималистом.
Может на заре цивилизации ,и правда, из боязни перед божествами или из уважения к ремеслу не пользовались своими трудами, но позднее, мне кажется, все диктовалось материальными интересами или самоуничижением, отрицанием своих потребностей. Если взять того же сапожника. Зачем хорошие сапоги отдавать своим детям, или самому в них ходить, если их можно выгодно продать? А сами и так, что похуже, а то и вовсе босыми. Или зачем тратить на себя хороший материал, и так сойдет - зачем мне, бедному сапожнику, отличная, добротная обувь? можно и в лаптях.
Причем, многие так и сейчас живут.
Хотя, безусловно, можно и предположить, что до себя просто руки не доходят. Мол, себе всегда успеется. Это как люди, живущие у моря, редко ходят купаться в нем. Зачем - оно же всегда рядом!
А вообще, если человек сам не пользуется тем, что предлагает другим, то это вполне может вызвать недоверие - вдруг оно недостаточно хорошее, вдруг он знает что-то, из-за чего эту пищу/вещь/услугу нельзя есть/использовать?
Фейкин ДА! Это несомненно присутствует.
Да, очень по-человечески...
А что юноша был максималистом - о да, и еще каким! Жалко мальчика...
Я думаю, что только при таком осознании талант и удача не иссякают.
Вот только применимо ли это к изготовителю зонтов?
Но все равно, мне трудно сказать что-либо об этом мальчике не видя его. Я не знаю что им движет - глубинное понимание вещей или простое суеверие...
Мне вот больше нравится кусочек из Тай-Пена ( да, я понимаю, что Клавелл - не шибко какой знаток Востока, что к нему можно предъявить кучу претензий и проч.) Когда после спасения от пиратов наложница говорит главному герою. что нужно принести жертву богам - слиток серебра, ему жалко. Нет надо, настаивает она. Он соглашается. Она берет слиток, произносит все нужные слова, делает вид, что бросает его в воду, а потом ловко прячет в рукаве. Герой поражен: ты же обманула богов! Она: ни фига, я исполнила ритуал. Неужели ты считал, что я такая идиотка, чтобы на самом деле вышвырнуть серебро за борт?
Хотя китайцы - это не японцы, конечно. Они-то как раз конформисты и торгаши.
Скорее - желание не жить лучше, чем мать, пусть даже и невольно пользуясь плодами ее труда. Быть справедливым, честным, выверять и измерять все очень точно.
А в отношении к ремеслу я сталкивалась и с отношением "сапожника без сапог", и с отношением "недостойно часовщику носить часы не своей фирмы" (реальный случай, цитата из знакомого швейцарца).
Я даже не могу сказать, есть ли в этом что-то специфически европейское, или, напротив, что-то специфически восточное. Я только уверена в своем выборе: я НИКОГДА не делаю маникюр у мастера, у которого ногти не ухожены. Я не буду шить платье у портнихи, которая ходит в турецком "безразмерном" трикотаже.
Но зато я НЕ учу английскому свою дочку.
ИМХО, - зависит и от ситуации, и от человека. ИМХО.
Ну и в наше время отношение к ремеслу, бесспорно, другое - но мне чудится, что и такое что-то было, было...
Хотя вот тот мотив, который ты привела как вероятный - да, исходя из личности мальчика, очень и очень вероятный.
но мне чудится, что и такое что-то было, было...
А вполне возможно, что в виде каких-то рудиментов живо и сейчас. Знаешь, - насколько я знаю, хорошие учителя никогда не берутся ничему "по-настоящему" учить своих детей. Я знаю одного музыканта, обе дочери которого уже сами прекрасные исполнительницы, работают в оркестрах, - так у него жена начала учить музыке детишек уже ПОСЛЕ того, как они "поигрались" во все это с обеими дочками. Известный, между прочим, музыкальный педагог, автор прекрасной методики.
Знаю ОЧЕНЬ мало докторов, которые берутся лечить родных и близких. Практически все доктора сходятся во мнении, что поставить себе верный диагноз можно лишь или случайно, или при абсолютно очевидных случаях. Многие, кстати, суеверно не берутся за это, именно суеверно, - наша логопедша, прекрасный профессионал, отдала свою дочку коллеге для постановки "р" и "л".
Есть такое дело. Просто у нас сейчас это "слезло" с уровня "под богами ходим" на уровень личностного восприятия и принятия личного решения.
Кстати, я тут себе скачала, что смогла, Сайкаку, - это ДА.
Но Сайкаку - это действительно ДА! :-)
Насчет сапожника и сапог - да в этом есть смысл. Я вот ни разу не использовал свое служебное положение в личных целях - как-то это... неправильно.
Много таких аналогий - и про массажиста, и про свои уши, которые не видно и про слепое пятно - место входа зрительного нерва. Но про нож - самая удачная из мне попадавшихся.